«Цели должны быть ясными, простыми и записанными на бумаге. Если они не записаны на бумаге и их каждый день пересматриваешь - это не цели. Это пожелания»
Роберт Кийосаки
Стратегическая сессия – это совершенно особый вид деятельности.
Во время стратегической сессии ведущий, который проводил такие сессии в разных предприятиях и проходил соответствующие семинары и тренинги, помогает топ-менеджерам и владельцам согласовать свои позиции относительно настоящего и будущего своей организации и путей его достижения. Выработать, или, если это не первая сессия, возможно, откорректировать стратегию именно своей организации.
При такой работе не используются абстрактные кейсы, работа осуществляется только и исключительно с проблемами и возможностями организации Заказчика. Задача ведущего при этом, во многом, структурировать обсуждение, возможно, добавить новый опыт и новый взгляд. Основной упор при этом делается не на том, чтобы научить или тренировать навыки такой работы, а на достижение конкретного результата, который заключается в согласовании со всеми участниками целей организации и стратегии их достижения.
Во время такой сессии, обсуждаются внешние возможности и угрозы, сильные и слабые стороны организации, ее ресурсы и способности, и создается нечто новое. Возможно, участники получат теоретические знания менеджмента и поймут, как проводить такие сессии, но специально такая задача не ставится.
В такой сессии участвуют не больше 10-12 человек, потому что большее их число очень затрудняет согласование мнений. Кроме того, организации крайне редко имеют больше 10-12 человек, которые действительно по настоящему определяют стратегию организации. Обычно в такой сессии участвуют только владельцы, генеральный и исполнительный директора и функциональные директора или директора направлений.
Как правило, стратегическая сессия проводится в четыре этапа и длится несколько дней.
Он занимает один-два дня, в зависимости от размеров организации и требует еще 2-3 дня для обработки результатов. Его цель - экспресс-диагностика и сбор ожиданий участников. На этом этапе:
По окончании этапа, всем участникам рассылаются правила участия, регламент и предварительные материалы, для того, чтобы все одинаково понимали, что такое стратегическая сессия, какова миссия компании, ее положение в отрасли и на рынке, в чем идеология фирмы, какими инструментами стратегического управления и планирования предприятие оперирует. Кроме этого, каждый участник до начала сессии должен понимать, какие конкретно задачи ставит компания перед ним в течение сессии.
Обычно этап занимает 0,5 - 1 день, с перерывами на кофе-паузы и обед. На этом этапе фиксируется текущее состояние. При этом используются материалы, полученные на предварительном этапе и обсуждаются такие вопросы как: место компании в отрасли и на рынке, ресурсы и способности компании, сильные и слабые стороны, конкурентные преимущества. В результате этого этапа должно быть сформулировано и полностью согласовано определение стратегической проблемы.
Этап занимает 1 – 1,5 дня. На этом этапе, с помощью различных инструментов групповой работы, осуществляется поиск решения стратегической проблемы. При этом генерируются различные подходы и варианты и осуществляется стратегический анализ и стратегический выбор. Целесообразно, в конце данного этапа, обсудить варианты реализации полученного решения.
Сразу после проведения стратегической сессии оформляются выводы и рекомендации в виде отдельных рабочих документов, согласно списка, зафиксированного на подготовительном этапе. На этот этап отводится минимум неделя. Обычно перечень документов содержит: